Проекты Услуги Новости Компания Материалы Контакты

18 июля 2016

НЕ СТАЛО БОРИСА СТУЧЕБРЮКОВА

Больше двадцати последних лет Борис Стучебрюков был коллегой Бориса Левянта по руководству ABD architects, «заместителем генерального директора по проектированию», по его собственным словам – строил дома, и многое заставляет думать, что некоторая значительная часть формообразования архитектуры ABD исходила именно от него.

Хотя архитекторы не раз подчеркивали, что не вмешиваются в работу ГАПов бюро, предоставляя им свободу и ответственность, но некоторые созвучия между кинетическими объектами, которые Стучебрюков делал и выставлял начиная в восьмидесятых, хочется видеть. Есть в некоторых проектах ABD поэтика простого-сложного механизма, попадающая в резонанс с его самонапряженными структурами, одновременно невероятными и элементарными. «Галатея» из 22 250 лезвий похожа на ежа, медузу и стадионы мировых «звезд», увиденные из самолета, но в отличие от стадионов, она подвижна.

Сходство архитектуры и объекта может быть и не важно, а может быть и неправдой, случайностью. Правда то, что Борис Стучебрюков серьёзно относился к архитектурной морали и этике, как с точки зрения качества работы, так и соблюдения всех норм. Не жаловался на опыт проектирования панельных домов в Мосгражданпроекте, а ценил его (см. интервью). Уважал организационный опыт и «умение работать» иностранных коллег, но не считал, что русские архитекторы слабее их творчески. Любил русский рационализм двадцатых и считал себя его последователем, а в 2000 устроил ретроспективную выставку своих кинетических работ, сопоставив их с механизмами XIX века Пафнутия Чебышева. Интерес к корням совершенно не приводил у него к копированию и повторениям, даже авангарда. У Стучебрюкова получался какой-то собственный рационализм. Рациональный, но не минималистичный, красивый, но не чрезмерный. Что возвращает к кинетическим объектам, о которых Вячеслав Колейчук написал в каталоге кинетизма, что «в руках автора стальная «ткань» начинает переливаться», и что они имеют большой игровой потенциал (1994, см. цитату из каталога). Действительно, «ежа» из лезвий так и хочется взять в руки, пусть даже в перчатках.

Борис Дмитриевич Стучебрюков родился в 1950 в Южно-Сахалинске, изучал химию в московском Институте тонкой химической технологии, учился в Университете Томска. Специальность архитектора получил в 1980 в московском Институте землеустройства, где в то время преподавали Андрей Владимирович Иконников и Селим Омарович Хан-Магомедов. С 1985 член Союза архитекторов, с 1994 член Московского союза художников.

Текст: Ю.Тарабарина (Архи.ру)

Другие материалы

1 апреля 2015 БОРИС ЛЕВЯНТ В СОСТАВЕ ЖЮРИ ПРЕМИИ BEST OFFICE AWARDS
В 2015 году торжественная церемония награждения лучших бизнес-пространств – своеобразный "Оскар" в области дизайна корпоративных интерьеров России состоится в главном зале конференц-центра Swissotel Красные Холмы 21 мая в 19-00.
17 апреля 2015 ЭКСПЕРТЫ ОБСУДИЛИ СТОИМОСТЬ ОФИСНОЙ ОТДЕЛКИ
16 апреля 2015 г. в рамках MCFO в шоу-руме Solo Office Interiors состоялся семинар «Сколько теперь стоит офисная отделка в Москве».
28 апреля 2015 НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОСАТОМА
В рамках ежегодной конференции Office&Design Dialogue и премии на лучший офисный и общественный интерьер Best Office Awards 2015, которая пройдет 21 мая в конференц-центре Swissotel Красные Холмы, Госкорпорация «Росатом» проведет выставку лучших дизайн-проектов, разработанных для пилотных площадок предприятий атомной отрасли архитекторами и дизайнерами, вошедшими в Рейтинг участников международного творческого конкурса «Новое пространство Росатома», организованного при поддержке проектов OfficeNext и ProjectNext.