Проекты Услуги Новости Компания Материалы Контакты

18 июля 2016

НЕ СТАЛО БОРИСА СТУЧЕБРЮКОВА

Больше двадцати последних лет Борис Стучебрюков был коллегой Бориса Левянта по руководству ABD architects, «заместителем генерального директора по проектированию», по его собственным словам – строил дома, и многое заставляет думать, что некоторая значительная часть формообразования архитектуры ABD исходила именно от него.

Хотя архитекторы не раз подчеркивали, что не вмешиваются в работу ГАПов бюро, предоставляя им свободу и ответственность, но некоторые созвучия между кинетическими объектами, которые Стучебрюков делал и выставлял начиная в восьмидесятых, хочется видеть. Есть в некоторых проектах ABD поэтика простого-сложного механизма, попадающая в резонанс с его самонапряженными структурами, одновременно невероятными и элементарными. «Галатея» из 22 250 лезвий похожа на ежа, медузу и стадионы мировых «звезд», увиденные из самолета, но в отличие от стадионов, она подвижна.

Сходство архитектуры и объекта может быть и не важно, а может быть и неправдой, случайностью. Правда то, что Борис Стучебрюков серьёзно относился к архитектурной морали и этике, как с точки зрения качества работы, так и соблюдения всех норм. Не жаловался на опыт проектирования панельных домов в Мосгражданпроекте, а ценил его (см. интервью). Уважал организационный опыт и «умение работать» иностранных коллег, но не считал, что русские архитекторы слабее их творчески. Любил русский рационализм двадцатых и считал себя его последователем, а в 2000 устроил ретроспективную выставку своих кинетических работ, сопоставив их с механизмами XIX века Пафнутия Чебышева. Интерес к корням совершенно не приводил у него к копированию и повторениям, даже авангарда. У Стучебрюкова получался какой-то собственный рационализм. Рациональный, но не минималистичный, красивый, но не чрезмерный. Что возвращает к кинетическим объектам, о которых Вячеслав Колейчук написал в каталоге кинетизма, что «в руках автора стальная «ткань» начинает переливаться», и что они имеют большой игровой потенциал (1994, см. цитату из каталога). Действительно, «ежа» из лезвий так и хочется взять в руки, пусть даже в перчатках.

Борис Дмитриевич Стучебрюков родился в 1950 в Южно-Сахалинске, изучал химию в московском Институте тонкой химической технологии, учился в Университете Томска. Специальность архитектора получил в 1980 в московском Институте землеустройства, где в то время преподавали Андрей Владимирович Иконников и Селим Омарович Хан-Магомедов. С 1985 член Союза архитекторов, с 1994 член Московского союза художников.

Текст: Ю.Тарабарина (Архи.ру)

Другие материалы

30 мая 2014 ПОБЕДА НА BEST OFFICE AWARDS 2014
По результатам ежегодной премии Best Office Awards в номинации «Комфорт и Эргономика» победителем стал интерьер Лаборатории Касперского.
27 июня 2014 21 ИЮНЯ 2014 ГОДА СОСТОЯЛАСЬ IV МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ РЕГАТА.
Впервые, в рамках IV Московской Архитектурной Регаты состоялся Первый Чемпионат Москвы среди Архитектурных студий.
15 июля 2014 ЛАБОРАТОРИЯ КАСПЕРСКОГО СНОВА ПОБЕДИЛА!
Бюро ABD architects с проектом Лаборатории Касперского выиграло в номинации Офисный интерьер (Россия) в международной премии INTERNATIONAL PROPERTY AWARDS!