С тех пор и появились две концепции: открытого рабочего пространства, опен спейса, и кабинетной системы. У каждого типа организации пространства есть свои плюсы и минусы.
В целом, руководителям российских компаний традиционно ближе кабинетно-коридорная система, когда все сотрудники работают в закрытых, относительно небольших пространствах и кабинетах, а в Великобритании и США – открытые пространства.
С распространением интернета и с легкостью передвижения между странами, данное деление стало, скорее, отраслевым или корпоративным, нежели чем территориальным: если компания направлена на рост, развитие и креатив – ей лучше подходит опен спейс, направленный на коммуникацию сотрудников, генерирование идей, спонтанное образование команд и гибкость пространства.
За стабильность обычно отвечает кабинетная система, которой свойственна централизация управления.
Таким образом, планировка будущего офиса – это скорее инструмент развития компании, оптимально настраивающий взаимодействие и определяющий векторы развития. Если с кабинетами все примерно ясно и просто: это кабинеты руководителей и департаменты, работающие в отдельных пространствах, нанизанные на ось коридоров, то с опен спейсом все намного сложнее: получающийся объем необходимо тщательно структурировать для возможности наиболее функционального использования.
Просто рядами расставленные в большом пространстве рабочие столы – это тот самый тип опен спейса, которого пугаются сотрудники. И правильно делают: два самых больших недостатка такого решения – акустика и отсутствие мест для сосредоточенной работы - способны свести на нет все плюсы от уменьшенной арендной платы за более экономное использование площадей.
Кроме того, опен спейсы требуют соблюдения четко прописанных корпоративных правил работы в таких пространствах: для обеденных перерывов, шумных обсуждений, личных разговоров должны быть предусмотрены специальные помещения. Идеально, если будут также помещения для сосредоточенной работы (как правило, на одного сотрудника) и зоны неформальной работы (без рабочего стола), где можно работать с ноутбуком или читать документы.
Чем больше типов помещений и пространств – тем проще сотрудникам найти место для наиболее эффективной работы.
Если пойти дальше, то в тренде открытых рабочих пространств - незакрепленные рабочие места, где сотрудники перемещаются в открытом пространстве в зависимости от типа выполняемой ими работы, состава команды и своего настроения.
И местом работы будут в равной степени являться и традиционный рабочий стол, и диваны, и кофе поинт, и переговорные столы. Также есть результаты исследования количества человек для наиболее эффективной работы – до 12. То есть лучше, если большое пространство, по крайней мере, визуально разделено на такие группы.
Безусловно, проектирование опен спейса, кроме четко прописанных корпоративных правил, требует очень чуткой работы профессионального архитектора, знакомого с принципами организации открытых пространств, мировым опытом и глубоким изучением задач Заказчика.
Рассказывала Мария Корнеева, главный архитектор департамента интерьеров ABD architects.